Воспоминания Лангофер Марии Георгиевны
Мои предки переселились в Дрейшпиц в начале XIX века. Колония в это время была уже вполне сформировавшейся. В ней проживало много семей с одинаковыми фамилиями: Шульц, Штейнле, Файль, Фрицлер. Чтобы точнее различать одну семью от другой, к общей фамилии стали прибавлять прозвище (Beiname). И хотя наша семья в Дрейшпиц была единственной, она, как и все другие фамилии, получила "Beiname". Предки, переселившиеся в Дрейшпиц, были людьми не богатыми и, чтобы свести концы с концами, они вынуждены были, наняться пасти овец. Отсюда, они и получили свое прозвище -"Schäfers". Оно сохранилось за всеми последующими поколениями Лангофер, жившими в Дрейшпиц. Да, и в какой-то степени, оно стало для нашей фамилии роковым. В начале ХХ века у моего отца умерла мать. Жить стали они очень бедно, и он вынужден был со своим братом Давыдом пасти овец и телят. Моему отцу в то время было семь, а брату - девять лет. Да и мне не удалось избежать этой участи, после того как нас выслали в 1941 году в Сибирь. Отца в начале 1942 года мобилизовали в трудармию в Ивдель. Мама осталась одна с пятью детьми без средств к существованию. Чтобы нам выжить, мне, 12-летней девчонке, пришлось пойти работать в колхоз, где я, как когда - то мои предки, и пасла овец и быков.
Мой отец - Лангофер Георг Гейнрихович (01.06. 1904 - 11.01. 1994)
Моя мать - Лангофер (дев.Гербель) Лидия Рейнгардовна(25.12.1905- 24.06.1987)
Мой дед - Лангофер Генрих(1869 - 1933)
Моя бабушка - Лангофер(дев.Швемер) Катерина (1882 - 1910)
Мой отец рано осиротел. Детство у него было трудным. С малолетства ему пришлось много трудиться. Он брался за любую работу и всегда хорошо выполнял любое дело. И везде успевал и не унывал, и, как он сам говорил, несмотря на большую занятость, успевал ходить еще " spielen". Многому он научился у своего отца - класть печи, валять валенки, сапожничать, плотничать. Не было работы, которую он не смог сделать.
Не смотря на большие обязанности по дому, они с братом были первыми помощниками у отца. Георгу удалось окончить два класса четырехлетней школы в Дрейшпиц. Учеба давалась ему легко, у него была прекрасная память. По тем временам он считался человеком грамотным. Поэтому, когда началась коллективизация, он был назначен в колхозе учетчиком, а после стал работать " Фельдбауляйтером". Всю свою жизнь Георг Генрихович добросовестно трудился, был уважаемым человеком в обществе. Он был очень скромным, добрым человеком, готовым помочь, чем может, готовым всем делиться с каждым. В тяжелое, голодное время 32 года он не выдал человека, который украл зерно с колхозного поля. За это на него был сделан донос. У отца были большие неприятности, но все закончилось благополучно. Через некоторое время человек, который на него донес, пришел к нему просить немного муки. И хотя у отца не было лишней муки, он все же поделился с этим человеком. Маме это очень не понравилось. Когда человек ушел, она спросила отца: " Почему ты это сделал? Этот человек хотел тебя погубить, а ты отдал последнюю нашу муку". На что он ответил:" Seinem Feind muss man auch Guten tun."
Мои родители поженились в 1928 году. Венчались они в евангелической лютеранской церкви села Messer. Они родили и воспитали шестерых детей. Пятеро детей родились в Дрейшпиц, а последняя дочь в Казахстане. Я была старшей из детей, родилась 27.01.1929 года. Александр родился 01.10. 1932, Давид - 06.07.1936, Виктор - 30.08.1938, Эмма - 6.12.1940, а Берта родилась уже после войны - 29.03. 1951 года.
В Дрейшпиц мы жили " im Oberdorf". У нас был большой хороший дом. Рядом с домом располагался огород и сад. За садом протекала речка, из которой мы брали воду для полива. Перед домом росли четыре груши. Село было очень большое. Наш дом был тринадцатый от края. Во время войны и в послевоенное время многие дома в Дрейшпиц были разрушены. Наш дом стал почти последним на крайней улице села. Четыре дерева перед домом то же выстояли и сохранялись до начала 90-х годов ХХ века, пока их не спилили. Нашими соседями в Дрейшпиц были семья Файль и Лангофер Давыда.
В сентябре 1941 года нас, вместе с другими жителями села, выселили в Омскую область (ныне: Тюменская обл.), Юргинский район, село Маркелово.
Мария Лангофер на фоне дома своих родителей в Верхней Добринке. 1998 год.
|