Верхняя Добринка
Дрейшпиц
Меню сайта
Категории раздела
История села [1]
АТД Дрейшпитц [1]
Экономика села [3]
Церковь и школа [0]
Фамилии Дрейшпитц [5]
Жители села [6]
Воспоминания жителей [3]
Воинская служба [1]
Документы и фотоархив [2]
Разное [2]
Друзья сайта
Geschichte WD
Форум WD
Немецкие колонии
Поволжские колонии
Genealogie WD
Российские немцы
Одноклассники
Сайт ВГД
Сайт AHSGR
Сайт CVGS
Сайт GRHC
Сайт UNF
Familysearch
Вехи истории
Ольга Брауэр
Семья Брауэр
 

В нашем семейном архиве храниться много документов, содержащие сведенья о моем отце и матери. И сегодня на страницах этого сайта я решила написать, как сумею о жизни нашей семьи. Не имея литературного опыта, для меня это очень трудно ,не знаю насколько у меня это получиться .Но мной руководит огромное желание сохранить память о близких мне людях, которым я очень благодарна. Мой рассказ о нашей семье это скорее всего обращение к потомкам. Я хочу, чтобы мои внуки и правнуки знали историю своей семьи. Почему на этом сайте? Потому, что все предки по маминой линии жили в колонии Дрейшпиц.
Они родились в один год, он - весной, 15 мая 1912 года в селе Мессер Лесно- Карамышенской волости , она - осенью, 7 ноября 1912 года в селе Дрейшпиц Усть-Кулалинской волости Камышинского уезда.
Бай Паулина была третьим ребенком в многодетной семье Бай Готтфрида Фридриховичам (1884-1945) и Бай (дев. Квиндт) Лидии Готтфридовны. Всего в семье родилось десять детей. Старшими были два брата: Готтфрид и Давыд, но в семье сложилось, так что старшей и первой помощницей своей мамы стала Паулина.
В то время главное предназначение женщин, определенное самой природой, было рожать детей, смотреть за домашним хозяйством, поддерживать огонь в семейном очаге. Традиционные интересы немецких женщин Поволжья, впрочем как и всех немецких женщин того времени, определялись тремя "Ка" - "киндер, кухня, кирха".
Самые лучшие воспоминания о жизни в Дрейшпиц сохранились у Паулины из раннего детства. Она рассказывала: " Мой дедушка, Готфрид Фридрихович Бай, имел большое подворье: лошадей, коров, свиней, овец, гусей, уток, курей. Управляться со всем этим хозяйством ему помогали наемные рабочие. В доме были служанки, которые помогали бабушке и моей маме вести домашнее хозяйство. Они стирали, шили, вязали, готовили вкусные обеды. В доме было много вкусной еды. На завтрак часто подавали бутерброды с колбасой и сыром, при этом нам детям края хлеба, корки ровно отрезались и их отдавали скотине. По воскресеньям на обед подавалось жаркое из гуся или утки с картофелем или краут унд брей из соленой свинины. Готовились вкусные супы с фасолью, горохом, сухофруктами, лапшой, капустой. Обедали, за большим столом у каждого был свой стул, своя тарелка. По субботам пекли пироги и хлеб.
Осенью забивали по три четыре свиньи и одну голову крупнорогатого скота. Делали колбасу, солили сало. Рубили по 30 гусей и уток. На зиму в зерне держали яблоки и арбузы, которые хранились до Рождества. Варили варенье и мед из арбузов.
По воскресеньям мы ходили с бабушкой и мамой в церковь. Дедушка был форштехером в селе. У него была выездная тройка лошадей. Зимой дедушкин работник катал нас детей на санях, запряженных в эту тройку коней. Но это все было в раннем детстве.
Жизнь немцев колонистов на Волге уже всегда была не простой. Судьба их не баловала, постоянно готовила для них различные испытания. Но самые драматические и невероятные стали происходить с приходом советской власти. Суровое время тех лет не прошло мимо семьи Бай и детства Паулины. Но не смотря на все эти трудности Паулине удалось окончить 4 класса начальной школы. Училась она хорошо. у нее был красивый ровный почерк учитель всегда ставил ее в пример другим ученикам. Но продолжить образование дальше не смотря, на незаурядные способности и склонности к учению ей не удалось. Семья в то время жила очень бедно. Отец посчитал, что для девушки достаточно и начальной школы ему нужно было учить старших братьев. Паулина стала помогать матери управляться по дому, помогала воспитывать младших сестер и братьев. Наряду с домашним хозяйством любимым занятием Паулины стало шитье. До революции почти у всех фамилии Бай в Дрейшпиц, как наиболее состоятельных жителей, были швейные машинки. И большая часть женщин прекрасно шили. К восемнадцати годам Лина от своих теток и бабушек переняла все тонкости шитья и стала прекрасной портнихой. Она не только обшивала всю свою семью, но и смогла сшить себе или своим подругам любое модное платье, если удавалось достать ткань.



Брауэр Генрих долгое время был единственным ребенком у Барбары Генриховны Брауэр (1889-1945). И лишь в 1927 году у нее родился второй ребенок - дочь Ольга. Семейная жизнь Барбары с отцом Генриха - Брауэр Генрих Генриховичем(1885-1940) не ладилась. И большую часть времени они жили отдельно. Отец Генриха крестьянствовал, мать работала ткачихой. Жили не богато. А с приходом советской власти и началом гражданской войны стали жить еще хуже. С малолетства Генриху пришлось помогать родителям по дому в поле. Он рос любознательным ребенком, когда ему исполнилось семь лет, с интересом стал посещать начальную школу в Мессер. Учился он хорошо, активно участвовал во всех школьных делах. Но больше всего любил заниматься сам. Очень любил читать, рисовать, у него был прекрасный музыкальный слух, рано увлекся музыкой. Книги в небогатых домах немецких сел Поволжья можно было встретить не так часто. Но Генрих использовал всякую возможность заполучить любую книгу и с интересом её читал. Тяга к знаниям сохранилась у него на всю оставшуюся жизнь. Если книг в то время было не много, то музыкальные инструменты являлись не редкостью в домах жителей Мессера. К четырнадцати годам Генрих научился неплохо играть на народных струнных инструментах, имеющихся у них в селе. Но большее предпочтение он отдавал гитаре. Он не только сам увлекся музыкой, но и приобщил к этому делу своего кузена Александра Майзингер. Он давал ему первые уроки музыки, вскоре под руководством Генриха Александр научился хорошо играть на мандолине. И так еще в ранней юности они вместе музицировали на свадьбах и на танцах в клубе.
После окончания начальной школы, сразу продолжить образование не удалось. У родителей не было для этого денег. Жили трудно, решили: Генрих должен помогать семье. С 12 лет началась его трудовая жизнь. Сначала пастушком, а после того как набрался немного опыта, доверили пасти групповое стадо. Зимой тоже не сидел без дела, нанимался работать в зажиточные крестьянские хозяйства. Но вместе с тем у него все больше зарождалось безграничное желание учиться. Появилась мечта выучиться, стать дипломатом, увидеть дальние страны, узнать все на белом свете. Подрастая, понимал, что без дальнейшего образования, не получив системных знаний, ему никогда не вырваться из замкнутого круга деревенской нищеты. Возможность продолжить учебу у него появилась осенью 1927 года. Его в числе наиболее способных учеников направили в село Гукк, в семилетнюю школу, с перспективой дальнейшего образования местных немецких специалистов для молодой республики немцев Поволжья. 
" Я чувствовал себя счастливым человеком, у меня появилась возможность учиться - рассказывал отец. - Эти три учебных года, проведенные в Гукке, были самым счастливым временем в моей жизни, несмотря на то, что жить мне пришлось вне дома. Я быстро подружился с другими учениками и местными ребятами. Мы часто организовывали в школе веселые игры, принимал активное участие в художественной самодеятельности. Играл на гитаре в школьном музыкальном ансамбле. Мы часто выступали с концертами на школьных и сельских праздниках. В школе мы стали изучать такие предметы как география, физика, химия, алгебра, геометрия, история, литературный немецкий язык. Учителя наши были люди серьезные и знающие свои предметы. Я начал усиленно заниматься изучением русского языка.
Ежедневно в расписание у нас стоял один урок русского языка. В Гукке была большая изба-читальня, насчитывающая сотни книжек, в том числе и на русском языке. Здесь я стал читать наряду с немецкими книгами и детские кижки на русском языке." 15 мая 1930года Брауэр Хейнрих успешно окончил Гукскую семилетнюю школу.
(Смотрите Zeugnis)

На этом закончилось его отрочество. В 1931 году поступил в сельскохозяйственный техникум в Энгельсе. Учась в техникуме, испытывал финансовые трудности. У родителей возможности помогать тоже не было. Ему приходилось постоянно подрабатывать. Еще сложней стало, когда ввели плату за учебу. После окончания первого курса у него появилась возможность перевестись в Зельманский немпедтехникум. На базе этого техникума были организованы шестимесячные республиканские курсы учителей. Осенью 1932 года Брауэр Генрих Генрихович поступил на эти курсы и 20 апреля 1933 года окончил их. В результате чего ему было присвоена квалификация учителя физики-математики с правом преподавания в школах второй ступени.
  В голодные 30 годы сложно было трудоустроиться. После долгих поисков ему все же удалось найти работу в селе Францозен. Живя в этом селе, он познакомился со своей будущей женой. Поженились они 9 апреля 1934 года в Мессер. Хайнрих повез свою красивую молодую невесту в Мессер, чтобы представить ее родителям и родственникам. В сельском совете произошла регистрация их брак, где им выдали официальный документ.
(Смотрите свидетельство о браке.)


25 декабря 1934 года в Францозен родился их первый ребенок Мирон. Через два года 18.09. 1936 родилась дочь - Гарпина. Имена детям давал отец. Они несколько странно звучали для немецкого Поволжья. Дело в том что, отец называл детей именами любимых героев, из прочитанных им книг. Гарпине, старомодное имя ужасно не нравилось, и когда в 16 лет она стала получать паспорт, она сменила его на имя Галя.
В период с 1933по 1938 год семья Брауэр проживала в Францозен, где отец работал в правление колхоза, выполняя разные работы.
В 1938 году районный отдел народного образования Камышина принял отца на должность учителя немецкого языка и направил на работу в Сестренскую неполную школу Камышинского районна Сталинградской области.
Село Сестренки находилось сравнительно далеко от Дрейшпица. Это было чисто русское село. Но для местных жителей немецкая фамилия не была чем-то необычным. Повсеместно они имели контакты с российскими немцами. Еще до революции колонисты из Дрейшпица арендовали у Сестринских крестьян землю, на которой создавали хутора и жили там круглогодично. А многие жили и в самом селе Сестренки. Но после революции все они вернулись в Дрейшпиц.
Учитель на селе и "жнец, и швец, и на дуде игрец". Эта поговорка вполне подходила под моего отца. Наряду с немецким языком он преподавал математику и физкультуру, музыку. В школе он отвечал за культурно-массовую работу. Он организовал самодеятельный театр, где он был сценаристом, режиссером, музыкантом и активным участником. Театр часто выступал перед школьниками и жителями села. Постановки были очень интересными, люди с охотой посещали выступления. Эта культмассовая работа отца на селе была отмечена благодарственным правительственным письмом за подписью самого Калинина. За пять лет работы в школе он был не только учителем, но ему приходилось исполнять и обязанности директора школы. Он отвечал не только за весь учебный и воспитательный процесс, а так же за всю хозяйственную работу, которой было достаточно много. Летом нужно было проводить ремонт школы, обеспечить учителей, школу топливом. Зимой нужно было следить, чтобы в школе всегда было тепло. В состав Сестринского сельского совета входило с. Вихлянцево, с. Красавка, с. Чуевка, хутор Ионово, хутор Поповка. Во многих этих селах были начальные школы, организовывать и курировать которые, должен был тоже отец. Необходимо было обеспечить посещаемость старшеклассников из этих сел и хуторов семилетней школы в Сестренках. Работы было не впроворот. Но, благодаря своей огромной трудоспособности, отец везде успевал.

7 ноября 1938 года в Сестренках в семье Хайнриха и Паулины родился еще один ребенок, сын, которого отец назвал Реонор. Но, не прожив и года, он заболел и 25 июля 1939 года умер.
Материально родители в Сестренках были хорошо обеспечены. Отец, много работая, получал по тем временам для сельской местности хорошие деньги. С 15 июня 1939 года мама тоже стала работать в колхозе. Помимо этого она всегда много шила, обшивала не только всю семью, но и знакомых и соседей. Кроме того стали держать не большое хозяйство: корову, коз, уток, курей.
Отец очень хорошо одевался, мама регулярно следила за его гардеробом. Шила ему красивые рубашки, брюки. Папа любил щеголять, аккуратно относился к одежде.
Имея достаток, отец позволял купить себе по тем времена шикарные вещи: велосипед и фотоаппарат. Очень любил фотографировать. Первыми объектами его фотографий были его близкие: жена и дети. Много довоенных фотографий долгое время хранились в нашем семейном альбоме.
Отец постоянно испытывал потребность учиться. В 1939 году он поступил в Московский заочный Центральный институт на факультет " ин - яз". В дальнейшем приказом Народного Комиссариата Просвещения РСФСР институт "ИН-ЯЗ" в Москве был переименован в Центральные Курсы заочного обучения иностранным языкам. Программа и учебный план не изменились. Курсы готовили переводчиков и учителей иностранных языков. В 1941 году отец окончил уже второй курс. Начавшаяся война прервала учебу и помешала получить ему высшее образование.
В 1940 году, после смерти мужа, наша бабушка Брауэр Барбара Генриховна и ее дочь Ольга переехали жить в Сестренки, в семью отца. Жили очень дружно, весело, Бабушка была полна еще сил, помогала маме вести домашнее хозяйство, ухаживала за детьми, когда мама работала. Ольга училась в школе.
29 апреля 1941 года родилась Лиля.
Выселение нашей семьи произошло в "щадящем режиме." В отличие от многих немцев Поволжья, которые были депортированы в первых числах сентября, у наших было время подготовиться к выселению. О том, что наша семья, будет депортирована, они узнали 31 августа. Отец, ни чего не подозревая, готовился к началу учебного года. Он находился в школе, завтра должен был начаться первый учебный день, мама работала в поле. В село прибыл военный, отца вызвали в сельсовет, молодой офицер объявил отцу, что его семья, как и всех немцы Поволжья, будет депортирована. После чего, вместе с представителем из с/ совета, они пошли к нам домой, где описали все имущество, живность и составили алфавитную карточку, куда вписали всех членов семьи, в том числе и Ольгу, которой не было дома. Она не задолго до этого уехала в Энгельс, где первого сентября у нее должны начаться занятия в техникуме, куда она поступила после окончания школы. Офицер, сказал, что все студенты немецкой национальности будут распущены домой, что Ольга вместе с семьей поедет на новое место жительства. Военный разъяснил, что можно взять с собой. И что срок отправки будет сообщен дополнительно. Вечером, когда мама пришла с работы, отец ей все рассказал, они с бабушкой долго плакали. На следующий день, несмотря на то, что отец и мама продолжали работать, начались сборы в дорогу. 3 сентября отца вызвали в РОНО и вручили приказ об увольнении в связи с переездом на новое место жительства. Мама работала в колхозе до 8 сентября 1941года. В 1941году она успела выработать 174 трудодня, за это ей выдали в колхозе 174 килограмма зерна. Зерно смололи, напекли много хлеба, и из него насушили целый мешок сухарей. Соседи сочувствовали, все несли продукты. Из молока и сметаны бабушка с мамой сделали сыр и масло. Зарезали поросенка, насолили сала, мясо отварили и залили жиром. Перед самой отправкой порубили курей. Так что, в плане продовольствия вопрос решился не плохо. Согласно положению о депортации, каждой семье разрешалось взять собой груза до одной тонны весом. У родителей была большая плетеная корзина-сундук с ручками. В нее бабушка положила свои самодельные скатерти, полотенца, покрывала, кружева, связанные крючком, и помимо этого, всю одежду и кухонную посуду. Всякую хозяйственную и домашнюю утварь упаковали в обычный мешок. Постельные принадлежности: подушки, одеяла, матрасы, перину связали узлами. Огромная пуховая перина очень выручила в долгой поездке в телячьем вагоне, где не было даже деревянных нар. Днем туго перевязанная жгутом она не занимала много места и служила сиденьем, а ночью вся семья ложилась поперек перины, и всем было тепло и мягко. Свои вещи документы и некоторые книги папа сложил в два деревянных чемодана. Мама взяла с собой ручную швейную машинку "Зингер". Лиле было тогда 4 месяца. Для нее взяла с собой детскую ванночку. Даже в дороге, если удавалось, мама ухитрялась ее искупать и что- то постирать. И эта ванночка служила им всю войну. Все остальное: мебель, книги и многое другое, что было нажито трудом бабушки, отца и мамы, осталось в доме. Корова и вся другая живность оставалась под присмотром, соседей.
В последнюю ночь перед депортацией взрослые почти не спали. Лежали без сна, тяжелые мысли не давали покоя. Оля так и не приехала и письма от нее не получили, хотя она обещала сразу же по приезду написать. Где она? Что с ней? Наша семья уезжала в неизвестность из Сестренок совершенно одна. Это тоже тяготило всех. Еще не наступила заря, когда все поднялись и стали собираться в дорогу. Прощание с селом было очень трогательным. Провожать семью Брауэр пришли соседи, коллеги со школы. Каждый что- то принес. Отец замкнул дом. Ключ от квартиры он передал председателю сельсовета. Их заверили, что дом и мебель будет находиться под присмотром и, как только закончиться война, они вернуться и все получат в сохранности назад. Папа с мамой отчасти верили в это и не как не допускали мысли, что прощались они с селом, в котором прожили четыре года, которое очень полюбили - навсегда.
В Камышине их погрузили вместе с другими немцами, проживавшими в Сталинградской области, в эшелон. Перед посадкой в вагон военные тщательно проверяли списки. Когда очередь дошла до нашей семьи произошла заминка. В списке семьи значилась Ольга, а на самом деле ее не было с ними. Военные стали задавать много вопросов - отцу пришлось долго объяснять. И лишь после того как в дело вмешался один из старших офицеров, семье разрешили грузиться. Ольгу из списка членов семьи вычеркнули.
И так, качающийся вагон стал новым домом для нашей семьи на целых три недели. Условия были ужасными.
В октябре месяце эшелон прибыл в Казахстан. Фамилию Брауэр направили на спецпоселение в Жарминский район Семипалатинской области на золотые прииски рабочего поселка Боко. Поселили их в небольшом, старом доме, одна часть дома была отгорожена деревянной перегородкой там жила другая семья. Дом был старый, родителям пришлось много потрудиться, чтобы приспособить его для нормального проживания. Первое время продержались за счет денег и продуктов, привезенных из дома. Отец устроился на работу на прииск. Но его зарплаты для пропитания семьи не хватало. 1 декабря 1941 года мама тоже поступила на работу в старательскую артель " Колорадо" на должность сортировщицы. В январе 1942 года отца мобилизовали через райвоенкомат в рабочие колонны. Материальное положение семьи после отъезда отца сильно ухудшилось. Наступило трудное голодное время. В магазинах продуктов почти не было. На базаре все было очень дорого. Здоровье бабушки было не важным, но она, как могла, помогала семье. Часто она с Галей ходила на базар, где меняли привезенные из дома вещи и одежду на продукты. Она очень красиво вязала спицами и крючком и все, что ей удавалась связать, она обменивала на продукты. А так же нанималась у людей - перерабатывать шерсть, пух и вязать различные теплые вещи.
Поселок был большой и многонациональный. Здесь жили казахи, русские, немцы, украинцы. Это был настоящий Вавилон. Когда Мирон пошел в школу, дети его класса разговаривали на казахском , на немецком, на русском, но, несмотря на это, они быстро научились понимать друг друга и были очень дружны. Лучшим другом его был армянин. Отец этого мальчика окончил в Москве горный институт и его направили в Казахстан инженером на золотые прииски, где он отвечал за взрывные работы на шахтах. Мирон часто бывал у них дома, ему запомнилось у них обилие медной посуды. И еще вкусные лепешки, которые выпекала его мама на медной сковородке. И когда его друг приходил в гости к Мирону, он так же не забывал приносить за пазухой лепешку, которой угощал детей. Вторым лучшим другом Мирона был сын начальника прииска Арбузова.

страницы:  назад   1  2  3

Приветствие
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Пользователи
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта
Статистика
Калькулятор